Нешчарда (nieszczarda) wrote in christian_gl_ru,
Нешчарда
nieszczarda
christian_gl_ru

Про чулан и новое обретение себя

Есть два замечательных слова  в английском, closet и coming out. Первое буквально означает чулан, второе – выход в свет, как когда-то случалось со всеми молодыми девушками хоть немного привилегированного положения, в первый раз появлявшимися на балу в качестве той, кому позволено быть объектом внимания мужчин. Как и gay, эти слова приобрели новое значение в контексте гейского опыта, а именно – хранение секрета своей ориентации и открытия себя миру как гей (или лесби, или транс и т.д.).


Добро пожаловать в чулан!

Все геи так или иначе начинают свою жизнь "из чулана", потому что мы рождаемся в общество, ожидающее от нас нормальности, критерии которой не зависят от нас самих. Мы рождаемся в мир, где интерес к противоположному полу – это «вариант по умолчанию», которой мы впитываем, можно сказать, с материнским молоком. По-разному и в разное время мы осознаём, что нечто отличает нас от остальных, от большинства. Нам приходится задумываться о том, над чем другие, счастливчики, не ломают голову, и чему мы в начале даже не знаем названия. Ни способность говорить и даже думать об этом опыте, ни слова, ни смелость не приходят автоматически. Я знал о собственном влечении к людям своего пола задолго до своих 21, когда впервые смог назвать это влечение и то, кем я есть – гомосексуальность, гей.

Мы все вначале оказываемся в чулане, который никто специально для нас не устраивал и нас туда не загонял. Чулан – это культурный инструмент, он – «от мира сего», он нужен для поддержания порядка, где гетеросексуальность является нормой. Даже те, кто на дух не переносит геев, расстроились бы при виде крови, так что наш чулан им тоже нужен – для самоуверенности и самооправдания. Он не от Бога, если мы верим, что Бог не мог сотворить нечистого, недостойного (ср. Деян 10). Книга Бытия, безусловно, даёт основания полагать, что гетеросексуальность является определяющей чертой в человеке: «и будут одна плоть» (2:24), что Бог создал человека как мужчину и женщину, взаимодополняющими и восполняющими, комплементарными друг другу. Если так, то геи – какой-то сбой в процессе творения. Как сказал мне один священник, разные инвалиды рождаются, но терпеть ведь нужно. Иными словами, сиди в чулане, терпи и не смей говорить, а тем более оправдывать себя – в том, какой ты есть, нет смысла никакого.

В темноте секрет легко держать. Когда в Британии показали первую серию Queer As Folk, замечательного гей-сериала, напичканного сценами того, что мужчины-геи делают друг с другом в постели и вне её, жаловались прежде всего сами геи: вдруг стало неудобно перед стрейтами. И если это смешно, то другое – нет: многие формы нездоровых отношений среди геев (промискуитет как норма, почти ритуальный секс в парках, туалетах и саунах) особенно востребованы тогда, когда общество принуждает геев прятаться и лгать. Чулан – весьма неподходящее место для долговременных отношений.

Что ещё хуже, чулан удерживает нас от близких, здоровых отношений с родными, друзьями и всем миром, ведь никто из них не знает, - или не должен знать, поэтому притворяется, - о нашем настоящим «Я». Надевая приемлемую для других маску, мы не позволяем им проявить их лучшие стороны: то, что они любят нас просто так, что они могут сочувствовать и не осуждать, а даже станут горой за нас. Другим же мы не позволяем проявить своих проблемных сторон и таким образом оставляем их с этими проблемами.

 Полнота нашего творения во Христе

Читая Евангелия, и прежде всего Евангелие от Иоанна, можно заметить, что Иисус отвергает статичность творения: он снова и снова исцеляет людей в субботу, шаббат, – седьмой день недели, когда весь Израиль должен был отдыхать, имитируя Творца, завершившего творение в шесть дней. Иисус таким образом утверждает, что творение не закончено, что Он продолжает его, что история взаимоотношений Творца и творения ещё более замечательна, чем может показаться, если читать Писание с точки зрения того, кто контролирует социальный порядок. Иисус поднимает парализованного, оживляет бездейственную руку, открывает глаза слепого с помощью той самой глины, из которой первый человек слеплен был: Он – завершение творения и податель жизни, совершающий волю Отца. Поэтому христианская жизнь – это жизнь в доверии Иисусу, Тому, кто приносит процветание в неё: целостность, способность создавать здоровые взаимоотношения, становиться более честным, сострадательным и щедрым, преодолевать эгоизм, - становиться (со)работником Творца.

Если гетеросексуальность является фундаментальной характеристикой человека, то в процессе христианской трансформации гетеросексуальные желания должны были бы укрепляться и влечение к людям собственного пола – исчезать. Но этого не происходит даже в церквях и общинах, практикующих репаративную терапию: в лучшем случае, им удаётся репрессировать поведение (и далеко не всегда), но не изменить существенного – желание, влечение. Есть много свидетельств тому, что это желание вполне может быть составной и позитивной частью христианской жизни. Чулан – не лучшее место для такой жизни: там душно и нужно врать.

 Открывая дверь чулана

 Обычно первое, что геи-христиане слышат в Церкви, если спрашивают о помощи, это «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк 9:23), - т.е. сиди в чулане. Но эти слова Иисуса совсем не обязательно должны пониматься в таком ключе. Есть лучшая альтернатива: оставь свой чулан и иди за Мною, живя честно и полно, будь свидетелем тому, что для Бога нет недостойных и несовершенных, что монополии на правду не бывает и она не принадлежит людям. И потом, «что вы сказали в темноте, то услышится во свете; и что говорили на ухо внутри дома, то будет провозглашено на кровлях». (Лк 12:3).

Каминг-аут (coming out) – это процесс оставления чулана, обретения зрения и речи, осознания себя любимой дочерью (сыном) Бога, над которой не висит меч человеческого страха и гнева. Каминг-аут может стать потрясающим духовным опытом прощения, примирения с самим собой, близкими и всем миром, освобождения себя и всех вокруг от необходимости притворяться. Это отказ быть жертвой, также как и отказ быть на стороне преследователей – это деконструкция изнутри культурно-обусловленной структуры гетеросексуального мира, существующего так долго, как гомосексуальность остаётся чем-то «иным», «ненормативным».

Гейские авторы обычно говорят о каминг-ауте как об опыте самообретения и освобождения. Египетский плен и исход – подходящие библейские образы для чулана и каминг-аута. А ещё – история Иосифа (Быт 37-50), проданного своими братьями в рабство ради сохранения единства своего клана, семьи. Это история очень медленного и болезненного прощения, благодаря которому новое обретение братьев и отца, себя, своей идентичности, - гораздо большей за утерянную, – стало возможным.

Каминг-аут – это попытка трансформации себя из проблемного «возможно гея» в процветающего «настоящего гея». Его нельзя требовать от других – у каждого из нас свой путь, своё время для того, разные способности и силы выдержать испытания. Каминг-аут для некоторых заканчивается потерей работы, изгнанием из Церкви или линчеванием даже в наши дни. Мы можем, однако, молиться о даре, - для себя и других, - освобождения для способности сказать вслед за Создателем: «Я тот, кто я». Ведь это Бог ведёт из рабства страха и человеческого насилия. Для тех, кто в чулане, такая молитва станет первой попыткой представить себе мир и себя без чулана. И если мы «аут» уже, нам следует заботиться о том, чтобы те, кто нуждается в нашей помощи – какой бы то ни было, - нашли её в гейской общине, а быть может, даже и в Церкви, ведь мы любим, когда нас любят.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments